
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
15 января 2020 года президент России Владимир Путин в ходе своего ежегодного послания Совету Федерации официально дан старт транзиту власти в стране. Одновременно с этим Владимир Путин запустил реформу власти, которая будет проходить в ближайшие несколько лет.
Послание президента России Владимира Путина Совету Федерации можно условно разделить на несколько частей. Первая — социальная, с которой он начал и посвятил ей большую часть своего выступления. Сюда мы относим вопросы демографии, здравоохранения, образования, поддержки молодых семей и молодых специалистов. В прошлом году основной акцент был сделан на внешней политике и оборонной способности страны. В этом году произошел заметный крен в сторону внутренней политики. Эксперты расценивают это, как стратегические направления развития страны на ближайшие годы.
Перемена мест слагаемых
Помимо социальной коротко были обозначены приоритеты в области инвестиций и бизнеса, науки и оборонной промышленности. Большое внимание было уделено «политическому блоку».
Согласно заявлениям президента, Госсовет получит реальные полномочия и закрепление в Конституции, Госдума – право назначать главу правительства, вице-премьеров и министров, Совет Федерации – глав силовых ведомств, кроме того, палата регионов сможет отрешать от должности судей Конституционного и Верховного суда России в случае совершения ими поступков, порочащих их честь и достоинство. Губернаторам, депутатам, сенаторам запретят иметь гражданство и вид на жительство в других странах, а президентом сможет стать человек, который прожил в России не менее четверти века.
«Это говорит о том, что так называемый транзит власти стартовал. Причем главным принципом стала идея о том, что политическая система должна опираться на институты, а транзит власти не может быть персональным, а может быть только институциональным. Речь идет о том, что баланс и ответственность различных ветвей власти как раз и будет обеспечивать устойчивость системы. Соответственно, повышение роли институтов приведет и к росту политической значимости тех фигур, которые будут занимать ключевые посты», — считает директор «Института политики и технологий» Татьяна Косачева.
То, что президент делится властью, говорит о стратегических переменах. Во-первых, Россия по Конституции перестанет быть «суперпрезидентской державой», когда слишком много полномочий у главы государства, а станет просто президентской с правом парламента контролировать исполнительную власть в виде правительства. Это, кстати, приведет к долгожданному усилению депутатского корпуса. Но вся тяжесть исполнения решений, озвученных в послании, все реальные полномочия остаются у исполнительной власти, в лице Правительства и Губернаторов. И вполне логично, что старт транзита начался с отставки правительства Дмитрия Медведева, которое провело непопулярные реформы в обществе и не смогло обеспечить выполнение в полном объёме Нацпроектов.
От транзита до преемника
В послании Путина подчеркивается и закрепляется социальный характер России как государства, уравниваются полномочия всех ветвей власти, при одновременном формировании системы взаимозависимостей, сдержек и противовесов.
Это можно расценивать как то, что публичный этап операции «приемник» стартовал с перезагрузки всей властной вертикали. При этом назначение технического премьера снова равноудалило тех, кто мог претендовать на должность преемника, с тем, чтобы сама операция смены власти происходила с опорой на институты власти, а не личности.
«Комплекс предложений главы государства выводит Россию из суперпрезидентской республики в просто президентскую. Определены полномочия нижней и верхней палат, исполнительная власть перемещается в Госсовет. Баланс выстраивается еще и так, чтобы снова не появились региональные князьки. Это попытка построить новое государство», – отмечает политконсультант Константин Лукин.
По его словам, логика назначения Михаила Мишустина на пост премьера связана с обеспечением транзита власти, но не с ее преемничеством. Мишустин тот человек, которому Путин, в том числе поручает провести транзит, логику транзита.
«В рамках новой конструкции с балансом интересов назначение сейчас кого-либо из тех, кто входит в шорт-лист преемников, автоматически давало бы этой фигуре силу. Поэтому логика назначения Мишустина правильная и состоит она в том, что все остались равноудалены, в равных шансах. Однако тот, кто выступит драйвером исполнения решений Путина в части нацпроектов, тот и будет президентом. При этом новая властная конструкция не даст возможности становления “второго Путина”», – резюмировал Константин Лукин.
Комментировать
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.