Выборы в Госдуму: партии накануне транзита власти

Фото: partia-tr.ru

Политические партии и их роль в транзите власти.

15 января 2020 года Президент России Владимир Путин официально дал старт транзиту власти в стране. Сразу после Послания Президента Федеральному Собранию в отставку было отправлено Правительство Российской Федерации, собрана консультационная группа по реформе конституционного законодательства. Скорость принятия этих решений оказалась удивительной даже для искушенной политической аудитории. В этом ключе интересно посмотреть на шансы политических партий на предстоящих выборах в Государственную Думу в условиях того, что не исключен вариант переноса кампании по выборам на декабрь 2020 года. В связи с изменениями в конституции, которые через плебисцит будут приняты уже к лету этого года, Государственная Дума приобретает новый институциональный статус именно в начавшемся в транзите власти. При этом очевидно, что в таком случае выборы в Государственную Думу пройдут в условиях экстренной подготовки и дезориентации элит, что отразится на конечном результате.

Основные группы игроков на выборах в Государственную Думу будут выглядеть следующим образом:

  • Кремль и «Единая Россия» (власть и партия власти).
  • Парламентская оппозиция (КПРФ, ЛДПР и СР).
  • Непарламентская оппозиция (партии, допущенные к выборам и несистемная оппозиция).

Задачами первой группы будет являться:

  • Получение «Единой России» комфортного конституционного большинства.
  • Признание итогов выборов в обществе, политическом классе, а также самими партиями-участниками кампании.
  • Сохранить сложившийся с 2014 года и выборов 2016 года «широкий партийный консенсус».
  • Выбрать оптимальные технологические решения, чтобы максимально. консервировать этот консенсус к парламентским выборам и не дать оппозиции возможности нарушить его.
  • Минимизировать потери в мандатах в одномандатных округах, в связи с ростом протестных настроений.
  • Улучшить имидж парламента.

Задачами парламентской оппозиции:

  • Потеснить Единую Россию на выборах в одномандатных округах.
  • Борьба за статус «второй партии».
  • Подготовить плацдарм для участия своих лидеров в транзите власти.
  • Избавиться от чрезмерной «опеки» АП.
  • Получить более широкие полномочия, для участия парламента в системе госуправления.

Задачами непарламентской оппозиции:

  • Сохраниться в политическом поле Российской Федерации.
  • Потеснить парламентские партии.
  • Получить государственное финансирование.
  • Использовать федеральную кампанию, для решения вопросов на региональном уровне (в случае совмещенных выборов).
  • Заработать (участвовать спойлерами).

Цель стартовавшей кампании под условным названием «транзит» – удержать статус-кво в политическом устройстве России и парламентские партии, особенно после крымского консенсуса и согласованной компании 2016 года рассматриваются  в качестве тех, на кого, в том числе можно положиться на пути транзита власти.

Основными электоральными конфликтами в предстоящих выборах в Государственную Думу будут:

  1. «Единая Россия» – против всех остальных.
  2. Парламентские партии против непарламентских.
  3. Власть против несистемной оппозиции.

Партии накануне выборов

«Единая Россия»

Изменения в руководстве партии, ноябрьский съезд на котором был дан старт думской кампании, новые месседжы в виде критики власти, которые озвучивал Андрей Турчак после съезда – хорошо укладываются в последующие решения Путина о начале транзита. «Единая Россия» готова выступить основным актором, собирающим новое «Путинское большинство». Социальная часть Послания Президента дает шанс партии преодолеть негатив после пенсионной реформы. Обсуждение будущего страны (конституционная реформа) и активная эксплуатация 75–летия победы с началом воплощения мер социальной поддержки населения, заложенных в Послании при участии Единой России спокойно позволят по привычной схеме выиграть большинство одномандатных округов и получить в районе 48-50% по партийному списку. При внешней легитимности и честности избирательной кампании. По крайней мере, получение 260-270 мандатов видится вполне реальной задачей, которая еще до Послания вызывала неопределённость в исполнении. Главными рисками в достижениях такого результата могут стать конфликты внутри партии и перегибания, особенно в регионах, которые могут привести к конфликтам с остальными парламентскими партиями и соответственно сказаться на легитимности итогов выборов.

КПРФ

КПРФ первой из парламентских партий заявили о подготовке партии к выборам в Государственную Думу, еще в октябре этого года. Партия готова к возможному переносу выборов на 2020 год, основными темами кампании партии стала бедность в России, непопулярные реформы правительства, пенсионная реформа. Конечно, на роль второй партии в государстве будет претендовать КПРФ, и именно она является той партией, которая по результатам выборов 2018-2019 годов является выгодоприобретателем от протестов в России. КПРФ имеет отделения и опытных специалистов во всех территориях РФ, программные лозунги и подбор кандидатов не вызовет больших трудностей. Не случайно уже на второй день после озвучивания послания Президента КПРФ смогли концептуально ответить своему электорату, и с позиционироваться к происходящим событиям. Отказ от поддержки Мишустина, с признанием отдельных элементов Послания, как отражения программы КПРФ, готовность поддержать реформу с критикой состава участников реформ. КПРФ способна, как политическая сила действительно реально побороться в избирательной кампании, но при этом давно уже показывает способность договариваться и играть по «правилам» Кремля. В любом случае нарастание протестов и левый поворот в массовом сознании может добавить КПРФ голоса до 22-25%, и шанс выиграть до 15-20 одномандатных округов.

ЛДПР

Шансы ЛДПР на сохранение того, что есть, на данный момент, является наиболее вероятным сценарием. ЛДПР традиционно соберёт свой электорат. Лидер партии Владимир Жириновский выглядит достаточно бодро и в своей манере партия способна подстроиться в любую повестку, не сильно получая в ответ информационную критику. Поэтому партия станет одним из тех опор власти в Государственной Думе, который на протяжении уже многих созывов сшивает партийную структуру в Российской Федерации. Партия ЛДПР имеет сеть отделений по всей России, кандидаты штабы уровень организации позволяет сразу включиться в предстоящую кампанию. В очередной раз они покажут яркую критику КПРФ с запросом на то, что ЛДПР должна быть второй партией России. При этом уже сейчас, Владимир Жириновский после Послания Президента и старта транзита власти претендует на статус «Политического наставника» Российской элиты. Об этом он заявил во время согласования кандидатуры Мишустина на должность Председателя Правительства. 15-19% ЛДПР способны получить спокойно, при этом до 10 одномандатных округов также могут выиграть представители партии.

Справедливая Россия

Справедливая Россия будет выполнять задачу сохранения себя как парламентской партии, всеми силами идя по пути договоренности с властью.  Партия является наиболее пострадавшей в результате выборов в 2016 году и понесла большие кадровые потери после этого. До сих нет позиционирования партии в массовом сознании. Поэтому вопрос преодоления 5% барьера Справедливой Россией всегда будет подниматься в экспертном сообществе, и в перспективе способен оттолкнуть большую часть потенциальных кандидатов от партии. Хотя темы социального неравенства, затронутые Президентом, «социальное государство» и справедливость, и возможность выдвижения без сбора подписей способно помочь партии обрести «второе дыхание, но вряд ли приведет к результату более 7-8 % голосов. Одномандатные округа партия способна выиграть только при договоренности с властью. Справедливая Россия является еще одной из опор власти на политическом поле и в Госдуме, и операторы выборов будут заинтересованы в их прохождении, ради сохранения легитимности.

НЕ СИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛЫХ ПАРТИЙ

Каждый из них будет решать свои задачи. Но, в общем, их можно разделить на группы  с попыткой попадания в Думу и тех, кто собирается принять участие в предстоящем транзите власти.

Маленькие не парламентские партии, несмотря на то, что свободные ниши в политической конструкции России существуют, не смогли использовать эти шансы на региональных кампаниях.  На данный момент, ни одна из них не готова к большой схватке за Государственную Думу. Точно можно зафиксировать большой запрос в обществе на 3 свободные ниши. Условно их можно назвать либеральная, патриотическая и экологическая, но наличие большого количества игроков, которые не могут договориться между собой и неспособность маленьких партий охватить большинство территории России ставит большой крест на возможности их прохождения в Государственную Думу. При всём этом их участие в кампании будет сказываться на их результатах. Маленькие партии будут поставлены в позицию, из которой будут вынуждены критиковать все парламентские партии. Ну и конечно в  очередной раз, партии, которые являются спойлерами, получат возможность развернуться во всю силу.

Из тех партий, которые способны побороться и за прохождение 5%- барьера и за госфинансирование, пожалуй, можно отметить только три партии: «Пенсионеры за справедливость», «Коммунисты России» и «Родину».

Не системной оппозиции придётся искать свою роль и свою нишу в предстоящем транзите власти и здесь конечно самой главной опасностью является возможность радикализации как либерального, так и левого фланга. Чего конечно власть достаточно сильно опасается, и будет принимать очень много сил для того, чтобы этого не допустить. При этом видимо основной стратегией не системной оппозиции, снова станет стратегия 2011 года с призывом голосовать за любую другую партию кроме Единой России. Пока все остальные технологии и методы в этом цикле не показали свою способность каким-либо образом кардинально изменить ситуацию в кампаниях, да и времени на то чтобы что-то придумать явно не достаточно.  При том, что основным выгодоприобретателем от действий не системной оппозиции, по крайней мере, в последние два года всё-таки являлось КПРФ и в меньшей степени ЛДПР.

Легитимность и партийный консенсус

Если ЛДПР и Справедливая Россия готовы будут в очередной раз с радостью исполнять свою роль «подпорок» власти в  Государственной Думе и в системе политических партий в Российской Федерации, то ситуация с КПРФ, пока не так однозначна. Партия КПРФ, имеющая явно выраженную, по сравнению с другими идеологию, наличие человеческих, финансовых и организационных ресурсов может действительно поучаствовать в борьбе за власть. При этом участие КПРФ в выборах по сценарию Кремля точно позволило бы закрепить существующее положение дел, и сохранить легитимность будущих выборов, провести транзит наиболее спокойно. Здесь Кремлю необходимо  продумывать технологические решения, которые помогли бы сохранить в действии конструкцию сложившуюся после крымского единения и партийного «консенсуса» в 2016 году.

Если ситуация с выборами в Государственную Думу будет всё-таки развиваться по сценарию переноса кампании на декабрь 2020 года, то это действительно позволит сохранить «статус-кво», которое сложилось в Государственной Думе седьмого созыва. В таком случае, риски неуправляемости избирательной кампании в Государственной Думе будут сведены к нулю, и с такой Государственной Думой можно будет спокойно проектировать будущую кампанию преемника на пост Президента. При этом мы вроде как будем жить с новой конституцией, новым парламентом и обновленными ветвями власти. И пока помешать этому могут лишь внешние факторы, но не зря же в Послании провозгласили курс на суверенность и независимость государства и «национализацию» элит. Да и состав партий в Государственной Думе все равно измениться достаточно сильно, в пользу новых и молодых лиц, что позволит безболезненно провести и «поколенческий» транзит власти.

admin

О себе

Комментировать